Россия, Москва, проспект Мира, 101с1. офис 206

+7 (495) 641-86-26

МВД России: нормативные документы

Вопрос-ответ: 

Сотрудник МВД России при исполнении служебных обязанностей получил военную травму. Признан ограниченно годным. Инвалид. Уволен со службы. В выплате единовременного пособия в размере 2 000 000 рублей отказано. Правомерен отказ?

     Государство предусмотрело ряд механизмов защиты сотрудников при повреждении их здоровья при исполнении обязанностей военной службы. Такое повреждение внешними факторами (ранение, переломы, разрывы связок, повреждения органов) называется военной травмой. Установление военной травмы осуществляет ВВК. От этого заключения зависят соответствующие денежные выплаты и пенсия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о не соответствии по состоянию здоровья службе в органах внутренних дел. 
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается  единовременное пособие (далее ЕП) в размере двух миллионов рублей. 
     Выплата единовременного пособия осуществляется при невозможности проходить службу в полиции. Эта выплата носит компенсационный характер на период трудоустройства и возможных ограничений по трудоустройству.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
    Пунктом 22 этой Инструкции установлено, что для решения вопроса о выплате ЕП в случае повреждения здоровья сотрудником в постоянно действующую комиссию по вопросам выплат представляются соответствующие документы, в том числе копия заключения ЦВВК.
Признание сотрудника ограничено годным к прохождению службы не исключает его дальнейшую службу. Увольнение производится по желанию сотрудника. Если сотрудник не желает увольняться его никто не может понудить к такому действию. 
Рассматриваемые выплаты производятся только при негодности сотрудника к службе. Ограниченно годный к службе по состоянию здоровья сотрудник прав на получение этих выплат не имеет.
Следовательно, отказ в выплате ежемесячной денежной компенсации и единовременного пособия при увольнении по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к службе законен.

 

Какие льготы положены ветерану боевых действий?

Ветеранам боевых действий полагаются различные льготы. Их можно разделить на следующие категории:
         1. НДФЛ (п. 33 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Некоторые ветераны имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода. Также не облагается НДФЛ помощь в денежной и натуральной формах и подарки, которые получены в том числе ветеранами и инвалидами ВОВ, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.
         2. Налог на имущество (пп. 4 п. 1, п. п. 2, 3, 5 ст. 407 НК РФ).
Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности ветерана, не используемого им в предпринимательской деятельности и кадастровая стоимость которого не превышает 300 млн руб.
        3. Земельный налог (пп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ).
Налоговая база по земельным участкам, принадлежащим ветеранам, уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
        4. Транспортный налог.
Льготы по транспортному налогу могут устанавливаться ветеранам боевых действий законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Так, в Москве ветераны боевых действий не уплачивают транспортный налог за одно транспортное средство, зарегистрированное на них (ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33).
        5. Госпошлина (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
Ветераны освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ (гражданский процесс), судами общей юрисдикции и мировыми судьями, если цена иска не превышает 1 млн руб. При превышении цены иска в 1 млн руб. госпошлина уплачивается в размере, уменьшенном на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
6. Льготы по пенсионному обеспечению (пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).
Ветеранам боевых действий (кроме лиц, обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и РФ на территориях других государств в период ведения там боевых действий, а также кроме лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г.) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии (п. "г" ст. 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).
Также граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и участники ВОВ имеют право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1, 2 п. 3 ст. 3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
       7. Первоочередная установка квартирного телефона (пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      8. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (пп. 7 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      9. Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта (пп. 16 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
     10. Льготы по квартплате.
Ветераны боевых действий, а также члены их семей, совместно с ними проживающие, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений независимо от вида жилищного фонда в размере 50%:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) (пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      11. Медицинская помощь.
Ветераны сохраняют право на получение медпомощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также на внеочередное оказание им медпомощи в медорганизациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также исполнительным органам государственной власти субъектов РФ (пп. 8 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года; Правила внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2015 № 123).
Помимо этого, ветераны обеспечиваются протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (пп. 10 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года; Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240).
     12. Льготы у работодателя.  
Ветераны имеют право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения зарплаты сроком до 35 календарных дней в году (пп. 11 п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ), а также на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя (пп. 17 п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ).
Также необходимо отметить, что власти субъектов РФ, местные органы власти вправе устанавливать иные льготы для ветеранов боевых действий. 

Военнослужащий ВВ МВД. Выслуга более 21 года. Возраст 45 лет. Негодна к военной службе. Жилкомиссия отказала в приеме на учет по причине: «…отсутствие документов, подтверждающих факт признания меня нуждающейся в жилом помещении». Что делать?

         Из вопроса не совсем ясно представлен не полный пакет документов или требуется решение иного органа.
Если пакет документов не полный необходимо донести необходимые документы. Перечень этих документов можете согласовать у наших военных адвокатов.
Если же требует решение органа местного самоуправление о признании нуждающейся в получении жилья, то это требование незаконно.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
        Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Пунктом 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
       Пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
       В соответствии с пунктом 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно пункта 18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России 2010 года №75 (далее Инструкция), в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту обеспечения социальных гарантий, в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.
Пунктом 3 Инструкции установлено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
       Пунктом 19 Инструкции определено, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 5 к Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки -приложение N 6 к Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
     Подача этого рапорта имеет цель реализации права на получение жилого помещения от МВД России. Жилищная комиссия является единственным уполномоченным органом по принятию решения о постановке военнослужащего МВД России на жилищный учет по получению жилья от военного ведомства. Документы, подтверждающие факт признания Вас нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, мною представлены быть не могут, т.к. установление этого факта является прерогативой жилищной комиссии войсковой части. Отсутствие документов, подтверждающих факт признания меня нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, не может быть основанием для отказа в принятии на жилищный учет.
        Вывод военного адвоката по жилищным вопросам: обращайтесь в суд.

        При необходимости наши адвокаты «под ключ» представят Ваши интересы в военном суде.