Россия, Москва, проспект Мира, 101с1. офис 206

+7 (495) 641-86-26

ФСБ России: нормативные документы

Вопрос-ответ: 

Я,бывший сотрудник ФСБ, отказался от прохождения полиграфа, назначенного УСБ, причина– не соблюдение порядка и сроков исследования. Был уволен со службы по под.е2 п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязан. и военной службе». Насколько такое увольнение правомерно?

   Согласно подп. «е2» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны. На военнослужащих могут быть возложены ограничения, связанные с прохождением военной службы. Прохождение полиграфа является добровольным исследованием для большинства граждан Российской Федерации. Для военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала силовых ведомств предусматривается в определенных случаях обследование с применением полиграфа без их согласия.  Согласно ст.16.2 ФЗ «О федеральной службе безопасности» граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности проходят:
а) психофизиологические исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, проверку в целях определения их пригодности к службе или к работе в органах федеральной службы безопасности и соответствия квалификационным требованиям, в том числе обязательный опрос с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде;
б) процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
в) проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
    Исследования, тестирования и проверки, указанные в настоящей статье, проводятся в случаях, порядке и сроки, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
    Согласие граждан Российской Федерации, поступающих на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности на прохождение в период службы или работы исследований, тестирований и проверок, указанных в настоящей статье, закрепляется соответственно в контракте о прохождении военной службы, служебном контракте, трудовом договоре. Контрактом о прохождении военной службы в ФСБ России (с учетом изменений внесенных приказом ФСБ России от 2011 года №507) предусмотрено, что военнослужащий добровольно дает согласие на прохождение в период военной службы проверки, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Полиграф является техническим средством, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.  Психофизиологические исследования, в том числе опрос с использованием, осуществляют Центральная научно-исследовательская лаборатория психофизиологии и психологии труда ФСБ России, психофизиологические центры и психофизиологические лаборатории военно-медицинских подразделений территориальных органов безопасности, группы профессионального психологического отбора образовательных учреждений ФСБ России. 
   Психофизиологические исследования проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими вопросы организации и проведения профессионального психологического отбора в органах безопасности (Приказы ФСБ России от 12 апреля 2011 г. N 148/ДСП "Об утверждении Инструкции по организации и проведению психологического обследования военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников в органах федеральной службы безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г., регистрационный N 20960) и от 13 апреля 2011 г. №151 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2011 г., регистрационный N 20926).Согласие военнослужащего на проверку на полиграфе действует на период срока контракта. Получение отдельного согласия на проверку с использование полиграфа от военнослужащего ФСБ не требуется. Отсутствие у УСБ необходимости получать согласие на проведение исследований с помощью полиграфа является ограничением, связанным с военной службы. В зависимости от обстоятельств и акцентов, сделанных в материалах проверки по даче такого отказа, отзыв такого согласия можно расценить как нарушение условий контракта или как нарушение запретов.
   Если о нарушении порядке и сроков проведения исследования докладывалось в установленном порядке, то такое увольнение будет оспоримо.
Если же таких рапортов не было, то оспаривание приказа об увольнении будет мало перспективно. Будет крайне сложно обосновать отказ от исследования с помощью полиграфа. Обжалование возможно лишь в судебном порядке. Окончательные результаты дела можно прогнозировать только при ознакомлении с материалами увольнения, в том числе с материалами проверки. Материалы проверки (дела оперучёта) могут быть предоставлены только по судебному запросу. Не исключаем, что эти материалы будут представлены в усеченном виде. Для представления интересов по рассмотренному вопросу в суде рекомендуем обратиться к военному юристу.
    Вывод военного юриста: Ваше увольнение следует признать законным.

 

Находился на территории осетино-ингушского конфликта. Я являюсь ветераном боевых действий? Как получить удостоверение ветерана?

 

     В соответствии со ст.2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

       Из вопроса нашим военным юристам не понятно принимали ли Вы участие в боевых действиях.

      Основанием для выдачи удостоверения является документы (выписки из приказов и др.) подтверждающие не только нахождение на территории где происходит вооруженный конфликт, но и выполнение задач в условиях вооруженного конфликта и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории вооруженный конфликт.

    Обращайтесь в соответствующей пенсионный отдел по месту жительства с заявлением и документами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".

Добрый день! Признан ВВК ограничено годным к службе. Написал рапорт на увольнение с отказом с исключением из списков части до решения квартирного вопроса. Рапорт командир подписал, а кадры говорят нет оснований вывода в распоряжение! Что делать?

      Если вы являйтесь офицером или прапорщиком, то порядок де следующий:
Признание ограниченно годными к военной службе не предполагает принуждение вас к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса военнослужащего зависит от вашего волеизъявления. 
      В случае вашего увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, вы не можете быть без вашего согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.
В Положении о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ о т 1999 года №1237, предусмотрены основания для зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника).
       Установление Вам категории годности к военной службе по состоянию здоровья - В - ограничено годен, не является основанием для вывода в распоряжение.
Следовательно, вы увольняетесь с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения либо продолжаете проходить военную службу, и обеспечивайтесь жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Данная позиция поддерживается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
       Если же вы проходите военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, то вы в соответствии со 
ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежите увольнению с военной службы.
       И тогда должностные лица кадровых органов обязаны вас вывести в распоряжение командира (начальника) до обеспечения вас жилым помещением по избранному месту жительства. 
       Вывод военного юриста по жилищным вопросам: вывод в распоряжение военнослужащего признанного ограниченного годным к военной службы возможно только при воинском звании до старшины (главного корабельного старшины) включительно.

 

Какие льготы положены ветерану боевых действий?

Ветеранам боевых действий полагаются различные льготы. Их можно разделить на следующие категории:
         1. НДФЛ (п. 33 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Некоторые ветераны имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода. Также не облагается НДФЛ помощь в денежной и натуральной формах и подарки, которые получены в том числе ветеранами и инвалидами ВОВ, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.
         2. Налог на имущество (пп. 4 п. 1, п. п. 2, 3, 5 ст. 407 НК РФ).
Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности ветерана, не используемого им в предпринимательской деятельности и кадастровая стоимость которого не превышает 300 млн руб.
        3. Земельный налог (пп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ).
Налоговая база по земельным участкам, принадлежащим ветеранам, уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
        4. Транспортный налог.
Льготы по транспортному налогу могут устанавливаться ветеранам боевых действий законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Так, в Москве ветераны боевых действий не уплачивают транспортный налог за одно транспортное средство, зарегистрированное на них (ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33).
        5. Госпошлина (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
Ветераны освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ (гражданский процесс), судами общей юрисдикции и мировыми судьями, если цена иска не превышает 1 млн руб. При превышении цены иска в 1 млн руб. госпошлина уплачивается в размере, уменьшенном на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
6. Льготы по пенсионному обеспечению (пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).
Ветеранам боевых действий (кроме лиц, обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и РФ на территориях других государств в период ведения там боевых действий, а также кроме лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г.) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии (п. "г" ст. 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).
Также граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и участники ВОВ имеют право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1, 2 п. 3 ст. 3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
       7. Первоочередная установка квартирного телефона (пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      8. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (пп. 7 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      9. Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта (пп. 16 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
     10. Льготы по квартплате.
Ветераны боевых действий, а также члены их семей, совместно с ними проживающие, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений независимо от вида жилищного фонда в размере 50%:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) (пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года).
      11. Медицинская помощь.
Ветераны сохраняют право на получение медпомощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также на внеочередное оказание им медпомощи в медорганизациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также исполнительным органам государственной власти субъектов РФ (пп. 8 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года; Правила внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2015 № 123).
Помимо этого, ветераны обеспечиваются протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (пп. 10 п. 1 ст. 16 Закона № 5-ФЗ от 1994 года; Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240).
     12. Льготы у работодателя.  
Ветераны имеют право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения зарплаты сроком до 35 календарных дней в году (пп. 11 п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ), а также на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя (пп. 17 п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ).
Также необходимо отметить, что власти субъектов РФ, местные органы власти вправе устанавливать иные льготы для ветеранов боевых действий. 

Судом рассматривается дело, по иску войсковой части (погранвойска) ко мне, бывшему командиру, о привлечении к мат. ответственности за непринятие мер по сохранности военной техники. Основание обязанности командира полка. Уволен в 2006 году. Как защититься?

             Без материалов дела рассуждать сложно. Однако, изложим общие направления по защите.
       1.Заявите о пропуске срока исковой давности. Этот срок – 3 года. Истечение трех лет является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
       2.Разберитесь, когда был установлен ущерб. 
            Между окончанием командования и обращением в суд прошло 10 лет.
      В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
      При рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности, следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих". Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
           Таким образом, срок на привлечение к материальной ответственности истек.Указанный срок, в отличие от срока исковой давности, не носит заявительного характера и должен быть применен судом.
             Пропуск срока на привлечение к материальной ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
          В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Войсковая часть должна представить доказательств Вашей вины, причинения истцу ущерба, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и имеющимся ущербом.
Без материалов не возможно дать полноценную консультацию военного юриста. Приглашаем Вас на наши консультации.

 

Прохожу службу в органах ФСБ с 1995 года. Состав семьи 1 человек, разведен. Суд меня выселил от тещи. Подал документы на квартиру. Было отказано в принятии на жилищный учет, со ссылкой на п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ и п.5 приказа ФСБ 2001 года №590. Прошу помощи!

       Вы имеете право на получение жилого помещения в период прохождения военной службы.
       В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. 
    Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
      Так как Вы заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года имеете право на получение жилого помещения в период службы. 
Действия бывших членов семьи (тещи) по прекращению права пользования жилым помещением не могут быть расценены как совершение действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
     По смыслу п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ гражданину может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в случае, если не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
      В свою очередь, в ст. 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
      Такие же правовые последствия после совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий закреплены п. 5 указанных выше Правил. 
      Судебный процесс по прекращению права пользования жилым помещением был инициирован моей бывшей тещей. 
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.  Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Повлиять на обращение бывшей тещи на отказ от обращения в суд Вы не имели законной возможности. Действий по возбуждению указанного гражданского дела Вами не совершались.
      Следовательно, к Вам не могут быть применены последствия, предусмотренные ст.53 ЖК РФ. 
На основании изложенного, наши военные юристы по жилищным вопросам приходят к выводу, что Ваши права нарушены. Можете восстановить свои права в военном суде.

 

Уволен по лишению меня допуска к государственной тайне из-за выезда в отпуск в Абхазию без разрешения. В Абхазии есть санатории ФСБ. Почему меня уволили?

       Допуск к государственной тайне может быть прекращен по основанию, предусмотренному абзацем 3 ст. 23 Федерального закона "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. однократное нарушение взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Предполагаем, что в связи с лишением допуска к государственной тайне Вы уволены уволен с военной службы.
      Однако, здесь необходимо оспорить строгость взыскания.
Республика Абхазия является рекомендованным местом отдыха за границей для сотрудников ФСБ России. Подавляющее большинство населения Абхазии имеет Российское гражданство. Запрет на посещение военнослужащими этой территории не существует. ФСБ России использует по назначению на территории Абхазии санаторно-оздоровительные комплексы. По существу Республика Абхазия не является территорией, запрещенной к посещению сотрудниками ФСБ России.
     Прекращение допуска к государственной тайне является одной из возможных мер. Командование имело возможность применить альтернативные меры воздействия за указанное нарушение: объявить дисциплинарное взыскание, обязать повторно сдать зачет на знание требований законодательства по защите государственной тайне, приостановить действие допуска к государственной тайне, лишить или уменьшить размер денежного стимулирования. Однако, Вам было применено максимально строгое наказание – увольнение с военной службы. Считаю, что у командования была возможность оставить меня на службе.
При принятии решения об увольнении должны быть учтены мои личные качества, положительная дисциплинарная практика, семейное положение, фактическое ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, степень вины, причины и условия совершения нарушения, наличие и характер вредных последствий проступка, совершение нарушения во время основного отпуска, деятельное раскаяние. Допущенное мною нарушение не повлекло ни каких неблагоприятных последствий. Государственная тайна была сохранена. Не смотря на это, была выбрана максимальная возможная мера ответственности по данному виду нарушений. 
       Заинтересованное лицо не доказало обоснованность принятия именно этой меры ответственности из всех способов воздействия в аналогичных случаях.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы гражданина являются высшей ценностью, а их судебная защита согласно ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину. 
Согласно ст.23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Пунктом 48 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, предусмотрено, что в случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 этой Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
    В соответствии со ст.23 ФЗ «О государственной тайне» решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
        Дело достаточно непростое и требует специальных познаний.
        Рекомендуем обратиться через наших военных юристов в военный суд.